Афера секс-индустрии: почему активисты движения против СПИДа присоединились к движению сутенеров

Отрывок из книги Джули Биндел «Сутенерство проституции» («The Pimping of Prostitution»).

Движение против ВИЧ/СПИДа традиционно считается движением, которое сосредоточено на гражданских правах и доступе к медицинской помощи для уязвимых групп. Считается, что основную роль в движении против СПИДа играют правозащитники, медицинские эксперты и ученые, которые ищут более эффективные методы профилактики, лечения и, когда-нибудь, полного излечения. В меньшей степени известен тот факт, что движение против СПИДа и огромные суммы денег, которые выделяются на его финансирование, сыграли ключевую роль в формировании политики, практики и законодательства в отношении глобальной секс-индустрии. Ни одно другое движение в истории не оказало на эту индустрию такого же влияния.

Огромные суммы денег выделялись на программы «безопасного секса» для проституторов. Другими словами, значительные усилия направлялись на то, чтобы помочь мужчинам и дальше платить за секс. Если бы не программы снижения вреда в области ВИЧ/СПИДа, лобби за полную декриминализацию проституции, в том числе со стороны таких организаций как «Международная амнистия», никогда бы не приобрело такую платформу как сегодня.

Аргументы СПИД-активистов в поддержку полной декриминализации секс-индустрии просты, но основаны на грубых ошибках. Они утверждают, что если убрать любые уголовные преследования для сутенеров, владельцев борделей и покупателей секса, то это приведет к снижению распространения ВИЧ. Я проанализирую и рассмотрю эти аргументы сторонников декриминализации, а также проанализирую связь между миром борьбы с ВИЧ и лобби в защиту проституции. Я считаю, что подход снижения вреда является разрушительным для женщин в секс-индустрии, и в результате него женщины подвергаются еще большему насилию.

На заре эпидемии СПИДа в середине 1980-х годов на Глобальном Севере деньги выделялись для двух групп: мужчин, которые занимаются сексом с мужчинами, и женщин, вовлеченных в уличную проституцию. Геи возглавляли большинство благотворительных и медицинских инициатив в этой области, некоторые организации пытались разработать целостный подход ко всем уязвимым группам. В результате, в большинстве проектов в области профилактики и лечения ВИЧ руководителями и менеджерами были гомосексуальные мужчины, даже если клиентками проектов были женщины в секс-индустрии.

Из-за огромных предрассудков в отношении СПИДа, тесно связанных с предрассудками и дезинформацией в отношении геев, которые пропагандировались государственными и религиозными организациями, многие проекты в этой области занимались информированием населения и лоббированием. На тот момент про ВИЧ-положительных людей часто говорили, что они «сами виноваты». Например, глава полиции Манчестера, Джеймс Андертон, назвал их «барахтающимися в выгребной яме, которую сами и вырыли».

К сожалению, в движении с самого начала доминировало секс-либертарианство, для которого была характерна нетерпимость к любому анализу «секса и сексуальности» и обвинения в «морализме» в ответ на любую подобную критику. Вместо того, чтобы критиковать секс-индустрию как небезопасный образ жизни для всех участников, население, а также клиенток проектов начали информировать о так называемом снижении вреда и минимизации рисков. Всеобщим спасителем считался презерватив, а возможности для анализа опасностей секс-индустрии игнорировались.

Эндрю Гантер, гомосексуальный мужчина, родился в 1968 году в Квинсланде, Австралия. Он ушел из дома в 17 лет и жил в Ганнери-скватс, Сидней, доме для альтернативных «квиров», в том числе тех, кого считали социальными изгоями. В Сиднее Гантер занимался уличной проституцией, в 19 лет он переехал в Мельбурн, где занимался проституцией в печально известном районе Сент-Кильда.

Гантер, который умер в 2013 году, стал президентом Глобальной сети проектов секс-работы (NSWP), менеджером программ и политики Азиатской и Тихоокеанской сети секс-работников (APNSW) и членом консультационной группы по ВИЧ и секс-работе при Объединенной программе ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЕЙДС). Во время своего активизма Гантер вел кампании за декриминализацию секс-индустрии и за то, чтобы проституцию рассматривали как вид труда. Он открыто поддерживал такие организации как ООН Женщины, за несколько месяцев до своей смерти он приветствовал их поддержку положения о том, что «секс-работа – это работа». При сотрудничестве с организацией «Коллектив проституток Виктории» Гантер создал первую аутрич службу для мужчин в уличной проституции и программу обмена шприцев в Сент-Кильде.

Когда он вспоминал о своем проституировании в Сент-Кильде, Гантер говорил, что «по счастью, меня спасли сотрудники «Коллектива проституток Виктории», а не леди из ордена святой Марии, которые раздавали бутерброды». Коллектив, основанный в 1978 году Шерил Оверс, активисткой «прав секс-работников», делал что угодно, только не «спасал» участников секс-индустрии. Выход из проституции никогда не был его целью.

Лидерка Коллектива, Оверс, представляла секс-индустрию в рабочей группе по проституции в Министерстве планирования, которая консультировала правительство штата Виктория по проведению декриминализации проституции в помещении, в том числе сутенеров, владельцев борделей и всех третьих лиц, получающих доходы от проституции.

Вскоре организация оказалась в центре дискуссии по вопросам СПИДа. В 1988 году Коллектив провел конференцию «Проституция и СПИД» в Мельбурне, результатом которой стало формирование национальной федерации организаций по «правам секс-работников» в Австралии – «Scarlet Alliance».

В 1989 году Оверс начала кампанию в Европе, что стало началом ее карьеры на другом конце света в качестве советницы в Глобальной программе по СПИДу при Всемирной организации здравоохранения, она регулярно выступала на Международных конференциях по СПИДу и публиковала статьи в таких изданиях как «СПИД в мире» Института по вопросам СПИДа при Университете Гарварда и помогла создать Международный совет СПИД-сервисных организаций (ICASO). К этому времени миры проституции и борьбы со СПИДом слились в одно целое в вопросах идеологии и политики.

В 1992 году во время конференции некоммерческих организаций в области ВИЧ/СПИДа «Возможности для солидарности», которая проходила в Париже, Оверс и Пауло Энрике Лонго основали Глобальную сеть проектов секс-работы (NSWP). В 2004 году NSWP осудила резолюцию против проституции и торговли людьми как «контрпродуктивную для эффективных программ профилактики ВИЧ/СПИДа в мире». Это мнение поддержали сотни людей и организаций, которые в 2005 году подписали письмо к президенту США против резолюции.

Вице-президентка NSWP, Алехандра Гил, также состояла в консультативной группе по ВИЧ и секс-работе при ЮНЕЙДС и в Глобальной рабочей группе по политике в отношении ВИЧ и секс-работы. В 2015 году Гил арестовали за торговлю людьми и приговорили к лишению свободы на 15 лет.

Оверс все еще активна в мире борьбы со СПИДом и защиты проституции. В 2012 году она выступила на открытии Международной конференции по СПИДу и, в том же году, говорила о «правах секс-работников» в Совете по правам человека ООН. На настоящий момент она является почетным научным сотрудником Университета Сассекса в Великобритании, с этим же Университетом связаны сразу несколько активистов, отрицающих существование торговли людьми.

С конца 1980-х годов политику в отношении проституции в значительной степени определяло финансирование, выделяемое на борьбу со СПИДом. В первую очередь это были огромные средства Фонда Билла и Мелинды Гейтс и основанного Джорджем Соросом Фонда «Открытое общество». Вне всяких сомнений именно финансы, выделяемые на борьбу со СПИДом, определили как услуги в этой области, так и политику: если Руперт Мердок контролирует СМИ, то Фонды Билла и Мелинды Гейтс и «Открытое общество» контролируют дискурс о проституции.

Фонд «Открытое общество» — это один из основных доноров «Международной амнистии», «Human Rights Watch» и ЮНЕЙДС, а также он финансирует многочисленные организации, лоббирующие проституцию по всему миру. Сорос – это самый влиятельный, в финансовом смысле, сторонник проституции в мире, и его организация открыто выступает за легализацию проституции. Именно Фонд Сороса профинансировал отчет «Международной Амнистии», поддержавший ту же позицию.

Фонд «Открытое общество» жертвовал крупные суммы ЮНЕЙДС и Программе развития ООН, которые, хоть и говорят о себе как о независимых структурах, признают «щедрую финансовую поддержку» Фонда.
Это финансирование оказывает прямое влияние на законодательство. Фонд Сороса финансирует «Альянс секс-работников Ирландии», который ведет кампанию против Скандинавской модели, и он поддерживает Лору Ли в ее попытках добиться судебной отмены аболиционистского закона в Северной Ирландии.

У правозащитной организации «Human Rights Watch» изначально не было позиции по криминализации или декриминализации проституции. Однако недавно они выразили поддержку полной декриминализации. Возможно, что на это повлияло финансирование от Сороса, в частности, стоит отметить, что в 2010 году «Human Rights Watch» получила грант в 100 миллионов долларов на десять лет. NSWP также финансируется Фондом «Открытое общество».

Данные 2013 года показывают, что 56 некоммерческих организаций получили финансирование в размере 9,6 миллионов долларов на проекты связанные с поддержкой проституции и продвижением полной декриминализации. Основные пять доноров этой деятельности: Инициатива «Открытое общество», Фонд Форда, Американская всемирная еврейская служба, Фонд «Красный зонт» и «Mama Cash» (поддерживающий проституцию фонд для женских организаций, который находится в Нидерландах).

Из этих 9,6 миллионов: 3,6 пошли на программы, связанные со здравоохранением, 1,68 на юридические услуги, а оставшиеся 5,3 на адвокацию и работу с государством. Другими словами, основной акцент в этом финансировании делается не на практической помощи проституированным женщинам, а на продвижении полной декриминализации.

Фонд Форда считается самым крупным донором организаций, поддерживающих проституцию. Средний грант Фонда для организаций «секс-работников» превышает 100 000 долларов. Фонд Форда был основным спонсором (вместе с «Mama Cash» и Ассоциацией за права женщин в развитии) публикации серии статей за проституцию «Права женщин и гендерное равенство» в британском издании Guardian в феврале 2014 года.

Американская всемирная еврейская служба (Джойнт) утверждает, что женщины, которые критикуют проституцию как институт мужского насилия, не феминистки, и что они ничем не лучше расистов или гомофобов. Джойнт – один из крупнейших доноров деятельности сторонников проституции. На данный момент она выделяет 500 000 долларов в год на гранты 17 организациям, которые поддерживают права «секс-работников» в восьми развивающихся странах.

Фонд «Красный зонт» состоит из сети проектов «секс-работников». Он «усиливает и обеспечивает стабильность» движения «за права секс-работников», привлекая новое финансирование для организаций секс-работников и их национальных и региональных сетей». Фонд финансируется шестью крупными фондами: Джойнт, «Comic Relief», Фонд Леви Стросса, Фонд MAC по борьбе со СПИДом, «Mama Cash» и Фондом «Открытое общество». С момента своего основания в 2012 году Фонд выделил 63 гранта организациям в 42 странах. Фонд предоставляет гранты только организациями «которые возглавляют секс-работники», и он ни при каких обстоятельствах не рассматривает заявки от аболиционистских организаций. …

Ключевые фигуры в движении в поддержку проституции одновременно являются ключевыми фигурами в политике по борьбе со СПИДом. От тех, кто участвует в администрации по вопросам СПИДа и секс-индустрии требуются одни и те же навыки и примитивное понимание концепции «снижения вреда» как способа избавиться от мужского насилия над женщинами и девочками. Например, парламентарий Тим Барнетт, который один добился декриминализации проституции в Новой Зеландии, выдвинув соответствующий законопроект по личной инициативе – это гей с обширными связями с британскими организациями, поддерживающими проституцию. После ухода из политики он занимал очень важные должности в СПИД-сервисных организациях ЮАР, где он тесно работал доктором Нотембой Симелелой, о котором стоит поговорить отдельно.

Агентство международного развития США (USAID) – самый крупный правительственный грантодатель в мире, распределяющий 22,3 миллиарда долларов. Исторически USAID выделяло финансирование только тем организациям, которые официально и напрямую выступали против проституции и секс-траффикинга, и все получатели грантов должны были подписать заявление против проституции перед получением финансирования.

В 2005 году Инициатива «Открытого общества» (активно выступающая за проституцию) подала в суд на USAID, заявив, что требование подписать заявление нарушает Первую поправку к Конституции США, гарантирующую свободу слова. «Открытое общество» победило в суде. Хотя польза и обоснованность этого правила критиковались не только сторонниками, но и противниками проституции, успех «Открытого общества» доказал, какие средства и ресурсы готовы потратить его представители ради продвижения проституции.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s