Что такое «Шведская модель»?

«Шведская модель» в отношении проституции – это подход на уровне государства, который включает декриминализацию проституированных людей, социальные услуги и помощь для выхода из проституции и криминализацию покупки людей для секса. Основная цель такого подхода – снижение торговли людьми путем снижения спроса. Данная модель также называется «аболиционистская модель», «скандинавская модель», «модель равенства» или «закон о покупателях секса».

На данный момент подобная модель была принята на законодательном уровне в Швеции, Норвегии, Исландии, Северной Ирландии, Канаде, Франции и Ирландии.

Как появился такой подход?

Впервые аболиционистская модель была принята в Швеции (отсюда название «шведская модель») после широкомасштабного и продолжительного исследования. Одной из исследовательниц была Сесили Хойгард. Она так описывает то, что тогда произошло:

«Мы несколько лет занимались полевой работой, у нас появились очень близкие отношения с проституированными женщинами. Они рассказывали нам о своем опыте прошлых злоупотреблений, крайней нищете и насилии. Ранее мы проводили исследования среди социально исключенных и маргинализированных людей, и мы были готовы к таким рассказам. Но мы не были готовы к тому, что они рассказывали о своем нынешнем опыте в проституции – это было неожиданно и шокировало».

«Они говорили нам, что они сдают свои тела и вагины как квартиры для аренды, чтобы незнакомые мужчины вторгались в них, и что из-за этого им приходится отделять свои тела от самих себя: “Я и мое тело разделены. Он трахает не меня, не мои чувства и не мою душу. Я не продаюсь”».

«Женщины прибегали к многочисленным стратегиям для того, чтобы сохранить это разделение. Для того, чтобы сохранить какой-то контроль над своей жизнью, они проявляли недюжинную находчивость и упорство в том пространстве для маневра, которое у них оставалось. Тем не менее, с течением времени им становилось все труднее и труднее поддерживать разделение между своим телом и собой. После того как проститутор уходил, им становилось все труднее возвращать себя назад. Рано или поздно женщины начинали чувствовать себя ничтожными, грязными и отвратительными».

«Эти истории очень напоминали то, что мы слышали от жертв других видов сексуального насилия, например, инцеста, изнасилований и домашнего насилия».

«В нашей исследовательской группе было много разногласий, но все мы чувствовали отчаяние из-за боли этих женщин и того, как проституторы отказываются понимать последствия собственных действий».

«Идея криминализировать только проститутора поразила меня как гром среди ясного неба. Как только мне пришла эта мысль, то у меня подскочил пульс, и появилось чувство, что головоломка сложилась».

«Поначалу такое предложение было встречено сильной оппозицией, но через несколько лет некоторые противники такого подхода, состоявшие в рабочей группе по вопросам проституции, изменили свое мнение».

«За дебатами последовала крупномасштабная образовательная кампания. Отношение к подобному закону в Швеции стремительно менялось и становилось все более положительным, а число шведских мужчин, которые покупают женские тела, снизилось».

В чем цель шведской модели?

Одна из основных целей уголовного законодательства в целом – четко обозначить, что мы, как общество, считаем неприемлемым, и побудить людей отказаться от подобных действий.

Наверняка у всех людей в жизни бывали ситуации, когда очень хотелось врезать кому-нибудь по носу. Но подобные мысли тесно связаны с идеей о том, что тебя могут за это арестовать, может быть, даже заключить в тюрьму, и это один из факторов, который побуждает нас искать более позитивные решения.

То же самое и со шведской моделью. Она четко дает понять, что покупать других людей для секса – это неправильно, и предусматривает санкции, которые могут побудить отказаться от таких действий.

Ценности общества меняются со временем. То, что считалось приемлемым раньше, теперь считается неприемлемым и наоборот.

Например, когда-то все считали, что курение – совершенно безопасно, и, если люди курили на своих рабочих местах, это не считалось проблемой. Теперь мы знаем, что курение, даже пассивное курение, может причинять вред, и появилась идея о том, что нельзя принуждать людей к пассивному курению, когда они находятся на работе. В конечном итоге, курение на рабочих местах было запрещено законодательно.

«Когда закон о запрете курения на рабочих местах только обсуждался, многие были против. Я сама была против. Как смеет чертово правительство изображать мамочку и говорить мне, где я могу курить, а где не могу? А потом моя взрослая дочь сказала мне, что если бы закон был принят раньше, то многие из ее подруг не начали бы курить. Эта фраза и моя собственная многолетняя борьба с никотиновой зависимостью заставили меня передумать. Если новый закон спасет хотя бы нескольких молодых людей от пожизненной никотиновой зависимости, то небольшие неудобства с моей стороны того стоят».

«С 1 июля 2007 года все британцы, которым хотелось курить в пабе, должны были делать это снаружи. И к концу уже первой недели все, даже курильщики, говорили, как приятно, что теперь в пабах нет дымовой завесы, и мы не могли понять, почему мы не приняли этот закон раньше».

Проституция причиняет огромный вред тем, кто в нее вовлекается, ее невозможно сделать безопасной и само ее существование превращает человеческие права женщин в утопическую мечту. На этой отвратительной торговле телами (преимущественно) женщин и детей можно заработать огромные суммы денег, и это неизбежно ведет к торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации.

Пора четко дать понять, что покупать людей для секса – неприемлемо, и предусмотреть криминальные санкции, которые побудят людей отказаться от таких действий.

Мы не хотим преследовать людей. Мы хотим изменить их поведение. А что касается тех, кто оказался в проституции, мы хотим предоставить им поддержку, которая поможет им начать новую жизнь вне проституции.

За что мы выступаем

«Шведская модель» немного по-разному выглядит в каждой стране, в которой она была принята. Наиболее успешна эта модель в самой Швеции, где она стала частью целого ряда законодательных мер по борьбе с насилием мужчин над женщинами и девочками и по решению проблем неравенства женщин.

Мы считаем, что мы должны учесть опыт других стран и сделать шведскую модель частью других важных мер:

1. Полная декриминализация всех проституированных.

Данные исследований убедительно показывают, что большинство женщин и детей оказываются в проституции в результате насилия в детстве, нищеты и разного рода неблагоприятных обстоятельств, активного вовлечения со стороны сутенеров, принуждения и/или обмана. В проституцию не попадают при наличии свободного выбора из большого количества равнозначных альтернатив. Множество доказательств говорят о том, что проституция неизбежно связана с насилием и причиняет огромный вред вовлеченным в проституцию, из-за чего им становится все труднее выйти из нее. Наличие судимости за занятие проституцией не только несправедливо, оно делает выход из проституции еще сложнее.

Таким образом, мы призываем к отмене любой уголовной или административной ответственности для проституированных людей, а также призываем к снятию любой судимости, связанной со своим собственным проституированием.

2. Качественная помощь для тех, кто находится в проституции.

Мы призываем к централизованному государственному финансированию качественных социальных услуг для тех, кто находится в проституции. Такие услуги должны быть не осуждающими, предлагающими снижение вреда, также, как и поддержку выхода из проституции, и они должны включать помощь с проживанием, юридические консультации, лечение наркозависимости, долгосрочную психологическую поддержку, содействие в получении профессионального образования, дополнительное профессиональное обучение и обеспечение ухода за детьми.

Поскольку практически все проституторы – мужчины, службы для женщин в проституции должны работать по принципу «только для женщин».

3. Уголовная ответственность за покупку секса.

Мы призываем к тому, чтобы за покупку или попытку купить людей для секса была предусмотрена уголовная ответственность, в том числе, в тех случаях, когда подобные действия совершались в других странах. Мы не считаем, что у мужчин должна быть возможность безнаказанно причинять вред женщинам и детям в других странах. Как уже объяснялось выше, главная цель здесь – изменение поведения, а не само уголовное преследование. Мы рекомендуем, чтобы максимальное наказание по данной статье составляло 1 год лишения свободы.

4. Ужесточение уголовного наказания за организацию проституции, сутенерство и торговлю людьми.

Мы призываем к законодательному признанию того факта, что организация проституции, сутенерство и торговля людьми – это серьезные нарушения прав человека, и они должны предусматривать уголовную ответственность, которая отражает всю тяжесть подобных преступлений. Также необходимы улучшение финансирования и приоритизация борьбы с этими преступлениями со стороны правоохранительных органов.

5. Противодействие всем факторам, которые способствуют вовлечению людей в проституцию.

Мы отказываемся смириться с тем, что проституция – это «решение» для женщин и детей, оказавшихся за чертой бедности и в неблагополучной ситуации, в том числе, для недавних мигранток и матерей-одиночек. Или для кого бы то ни было.

Мы призываем к работе над созданием более справедливого общества с гарантированным прожиточным минимумом для всех, к борьбе против разрыва в заработной плате мужчин и женщин, к улучшению поддержки родителей и доступности детских учреждений, к дополнительным ресурсам и поддержке детей-сирот, к большей доступности бесплатного профессионального образования и улучшению поддержки учащихся вузов и колледжей, а также к борьбе с другими факторами, из-за которых женщины и дети оказываются за чертой бедности.

6. Целостный подход

Кампания по информированию общественности. Для того, чтобы быть эффективной, шведская модель обязательно должна сопровождаться крупномасштабной информационной кампаний (точно так же, как в случае изменений в законодательстве о курении).

Образовательные программы в школах. Прямое и честное объяснение детям вреда, к которому приводит проституция.

Обучение сотрудников правоохранительных органов. Опыт других стран показал, что шведская модель будет эффективной, только если сопровождать ее длительным обучением сотрудников полиции, судов, прокуратуры, а также работников образования, социальных служб, местных органов власти, государственных медицинских учреждений и так далее.

Новое законодательство должно стать национальным приоритетом и координироваться на национальном уровне. Шведская модель будет эффективной, если она будет рассматриваться как приоритет и последовательно внедряться на территории всей страны. В противном случае, сутенеры и проституторы просто будут использовать те регионы, где законодательство не действует. Аналогичным образом службы помощи для проституированных должны координироваться на национальном уровне и не должны зависеть от приоритетов местных правительств.

Мы отказываемся принять, что женщины и дети могут быть товаром.

По материалам: Nordic Model Now

Поддержите проект: Если вы считаете важными такие материалы, и у вас есть такая возможность, вы можете поддержать работу этого сайта с помощью доната или подписки на Boosty.