
Ниже приводится отрывок из краткого отчета по исследованию «Ломая барьеры: исследование того, как женщины выходят из проституции» (Breaking down the barriers: A study of how women exit prostitution), которое было проведено Лондонским университетом Южного берега Темзы и британской женской организацией Eaves в 2012 году.
В исследовании были проведены 150 глубинных интервью с женщинами в проституции, женщинами вышедшими из нее, а также со специалистками, оказывающими помощь женщинам в проституции. Женщины с опытом в проституции также проходили полуструктурированные интервью и заполняли опросники по выявлению потребностей. Все данные были получены для 114 женщин с опытом в проституции. Участницы исследования были разной этнической принадлежности, возраста и других демографических характеристик и имели опыт в разных формах проституции (уличной, в помещении и так далее). В рамках исследования им гарантировалась анонимность и предоставлялись возможности для участия в работе над исследованием, в том числе для обратной связи по методологии и выводам исследовательниц.
Барьеры для выхода из проституции
В рамках исследования были выявлены девять барьеров: 1) проблематичное употребление наркотиков; 2) проблемы с жильем; 3) проблемы с психическим и физическим здоровьем; 4) опыт насилия в детстве; 5) судимости; 6) роль денег, в том числе долгов и высоких трат; 7) принуждение к проституции со стороны третьих лиц; 8) отсутствие профессионального образования и квалификации; и 9) вовлечение в проституцию в детском возрасте.
Большинство сталкивались с несколькими из подобных барьеров одновременно и нуждались в скоординированных и индивидуально подобранных методах помощи, которые помогли бы распутать клубок из подобных проблем в их жизни.
Эти барьеры составляют разные комбинации и воздействуют друг на друга, усиливают друг друга, так что очень важно в каждом случае распутывать сложное взаимодействие между этими барьерами и рассматривать их с целостной точки зрения.
1. Проблематичное употребление наркотиков
Всего 95 (83%) респонденток сообщили о злоупотреблении наркотиками или алкоголем на момент интервью. Из них 34 женщины начали употреблять наркотики или алкоголь только после того, как они начали заниматься проституцией. Остальные женщины сообщили, что после вовлечения в проституцию они начали употреблять наркотики или алкоголь гораздо больше и чаще, чем раньше.
Под злоупотреблением в данном случае имеется в виду, что женщина во время интервью сообщала, что употребление наркотиков или алкоголя приводит к проблемам в ее жизни (физическим, психическим или социальным). Например, она не может обходиться без таких веществ (проблемы с зависимостью), тратит на них слишком много денег, употребление приводит к нарушениям настроения или проблематичному поведению, у нее были проблемы с правоохранительными органами из-за наркотиков.
Практически все женщины, злоупотреблявшие наркотиками или алкоголем, говорили об употреблении психоактивных веществ как о способе справиться с опытом проституции.
Многие женщины, которые пытались выйти из проституции, обнаруживали, что их проблемы рассматривают только как последствия наркозависимости, и более целостная поддержка, необходимая для выхода, им недоступна.
Стандартный подход к лечению наркозависимости упускает из виду, какую роль играет употребление наркотиков в проституции, и как оно связано с другими скрытыми проблемами (например, насилием в детстве), о которых сообщали женщины в данном исследовании.
Исследование также показало, что злоупотребление наркотиками тесно связано с другими барьерами, особенно с нарушениями психического и физического здоровья, отсутствием постоянного места проживания, долгами и арестами правоохранительными органами.
2. Проблемы с жильем
Как показали предыдущие исследования, угроза бездомности и проблемы с жильем — одно одна из распространенных причин прихода в проституцию. Это также одно из препятствий для выхода из проституции. Всего 87 (77%) женщин испытывали проблемы с жильем или были бездомными на момент прихода в проституцию.
Проблемы с жильем были барьером для выхода из проституции с разных точек зрения. Некоторые женщины жили вместе с сутенерами или абъюзивными партнерами, и они боялись остаться без жилья, если прекратят заниматься проституцией. Другие же занимались проституцией, в том числе, чтобы платить аренду за квартиру или ипотеку, и они рисковали потерять жилье при выходе из проституции. Они также могли потерять прежнее жилье из-за тюремного заключения.
Некоторые женщины сообщали о сильной социальной изоляции, которая способствовала проблемам с жильем и угрозе бездомности. Часто женщины, вовлеченные в проституцию, жили далеко от своих родственников и других социальных связей, поскольку были не из этого региона.
Женщины также могли жить в районах «красных фонарей», в квартирах, принадлежащих сутенерам, и другим людям в секс-индустрии, или в помещениях борделя. Таким образом, наличие места для проживания для них прямо зависело от вовлеченности в проституцию.
3. Проблемы физического и психического здоровья
Всего 89 (79%) респонденток рассказали, что они страдают от физических и/или психических медицинских проблем. Предыдущие исследования среди женщин в проституции выявили характерные для этой группы симптомы, в том числе неспособность представить альтернативное будущее для себя, депрессию и повышенную тревожность.
Подобные проблемы особенно часто встречались среди женщин, которые пережили насилие в детстве, и которые также сообщали о своей неспособности поддерживать доверительные отношения.
Исследования также показали, что сама по себе проституция может приводить к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР).
Другая характерная особенность многих женщин в проституции — это различные формы диссоциации, отключения от своего тела и происходящего в данный момент. Диссоциация помогает женщинам уменьшить переживания, связанные с опытом проституции, но она же мешает им выйти из нее. Женщинам, страдающим от постоянной диссоциации, становится трудно представить жизнь вне проституции и сформулировать план выхода из нее.
4. Опыт насилия в детстве
Всего 82 женщины (72%) в этой выборке рассказали об опыте разных форм насилия в детстве, в том числе эмоциональном, физическом, вербальном и сексуальном насилии.
Некоторые женщины прямо говорили о связи между тем, что они пережили в детстве, и своим вовлечением в проституцию. Опыт пережитого в детстве насилия продолжал влиять на взрослых женщин, заставлял их чувствовать себя никчемными и не достойными лучшего, чем проституция.
5. Судимости
У 56 (49%) женщин были административные или уголовные судимости, напрямую связанные с проституцией (по статьям, подразумевающим занятие проституцией). У 76 (67%) были судимости по статьям, не связанным с проституцией.
Опыт, связанный с правоохранительной системой — это значительный барьер для обращения за помощью и выхода из проституции. Судимости стигматизируют женщин, становятся препятствием для трудоустройства, создают сложности для их жизни и их семей.
Столкновение с правоохранительной системой также способствует тому, что у женщины появляются долги — еще один важный барьер для выхода из проституции.
Кроме того, меры по «поддержанию общественного порядка», которые направлены на то, чтобы женщины в проституции находились лишь в «специальных» районах и местах (нередко «районах красных фонарей») часто приводят к тому, что для женщин становятся недоступными те социальные услуги, в которых они остро нуждаются.
6. Деньги — долги и высокие расходы
Деньги играют большую роль как барьер для выхода в жизни многих женщин, вовлеченных в проституцию. Всего 59 (52%) респонденток сообщили, что у них есть долги, которые не дают им выйти из проституции.
При этом не обязательно, что это женщины взяли деньги в долг по собственной инициативе. Нередко эти долги оформлены на имя женщины под принуждением абъюзивного партнера, или это долг, навязанный сутенерами или другими людьми из окружения женщины.
Еще 33 женщины рассказывали о высоких расходах, связанных с «образом жизни». В контексте проституции «образ жизни» — это чрезмерно высокие повседневные расходы, часто связанные с внешностью и попытками справиться с негативными переживаниями в проституции. Однако когда такие расходы входят в привычку, отказаться от них может быть очень трудно.
Многие женщины говорили, что их опыт в проституции не могут компенсировать «никакие деньги». Проституция разрушила их эмоциональное здоровье и самооценку и создала у них своеобразную зависимость от крупных сумм «на руках», которые они быстро тратят на то, чтобы справиться с эмоциональными последствиями проституции. В свою очередь, эта зависимость становится барьером для выхода из проституции.
7. Принуждение к проституции со стороны третьих лиц (включая сутенерство и торговлю людьми)
Всего 54 женщины в этой выборке (50%) испытывали принуждение к проституции. В данном случае, принуждение определялось как «контролирующее поведение, лишающее женщин их прав и ресурсов, необходимых для свободы в повседневной жизни». Это включает женщин, подвергавшихся торговле людьми, и женщин, которые испытывали принуждение к тому, чтобы оставаться в проституции, со стороны сутенера, партнера, члена семьи или любого другого человека.
Интервью с женщинами в проституции и специалистками, которые оказывают им поддержку, показали, что принуждение в проституции — это многогранная и комплексная проблема, которая становится барьером для выхода из проституции чаще, чем может показаться при поверхностном взгляде.
Очень часто отношения между женщинами в проституции и «принуждающими» мужчинами имеют «классические» признаки домашнего насилия. В частности, эти отношения нередко сопровождаются физическим насилием, угрозами, сексуальным насилием, эмоциональным насилием и финансовым насилием.
Все эти виды насилия направлены на то, чтобы установить и поддерживать власть и контроль над женщиной. Принуждение женщин к проституции часто тесно связано с употреблением наркотиков и проблемами с жильем.
8. Отсутствие профессионального образования/квалификации
Нехватка формального образования и профессиональной подготовки может быть и причиной, почему женщины начинают заниматься проституцией, и очень значительным барьером для выхода из нее.
Всего у 44 женщин в выборке (39%) не было никакой профессиональной квалификации, опыта работы или формального образования. Респондентки нередко подчеркивали во время интервью, что доступ к образованию и обучению для трудоустройства имеют критическое значение для выхода из проституции в долгосрочной перспективе.
Столкновение с отсутствием перспектив в трудоустройстве может вызывать у женщин такую сильную подавленность, что они начинают чувствовать, что проще вернуться в проституцию.
9. Раннее вовлечение в проституцию
В данной выборке 35 женщин (32%) были вовлечены в проституцию в возрасте до 18 лет. Вовлечение в проституцию в детстве, как правило, было результатом принуждения, употребления наркотиков или опыта насилия в детстве.
В случае вовлечения в проституцию в детстве, даже те женщины, которые впервые обращались за помощью в возрасте до 18 лет, сталкивались с серьезными барьерами в получении такой помощи.
Респондентки, которые были вовлечены в проституцию в очень раннем возрасте (младший подростковый возраст или еще младше), часто совершенно не помнили жизнь до проституции. Этим женщинам, скорее всего, будет очень трудно создать для себя совершенно новую роль и образ жизни.
Заключение
Очевидно, что вовлеченные в проституцию женщины сталкиваются с рядом очень серьезных барьеров для выхода. В некоторых случаях эти барьеры сплетаются воедино и требуют скоординированной и индивидуальной стратегии помощи.
Какие-то барьеры можно преодолеть с относительно небольшим уровнем поддержки, но если женщина столкнулась с несколькими барьерами сразу или их определенной комбинацией, для выхода из проституции ей будет нужна интенсивная поддержка.
Если вы считаете важными такие материалы, и у вас есть возможность, вы можете поддержать работу этого сайта с помощью доната или подписки на Boosty.