Как выглядят «права потребителя» для проституторов?

Выступление Ракель Розарио Санчес, писательницы, активистки и исследовательницы из Доминиканской Республики, которая специализируется на борьбе с насилием против девочек и женщин. Этот доклад был представлен 21 июля 2020 года во время Глобального саммита Коалиции по искоренению сексуальной эксплуатации, организованного Национальным центром по проблемам сексуальной эксплуатации, США.

Прежде чем я начну, я хотела бы выразить благодарность Национальному центру по сексуальной эксплуатации за организацию этого мероприятия и за принятие осознанного решения провести Глобальный онлайн-саммит для создания Коалиции по искоренению сексуальной эксплуатации в таких сложных и трудных обстоятельствах.

Всегда вдохновляет, когда понимаешь, что даже в самые тяжелые времена работа аболиционисток всего мира будет продолжатся, и где бы мы ни находились каждая из 100 спикерок, которые участвуют в этой конференции, не отступят, пока мир не станет свободным от сексуального насилия и эксплуатации.

Я особенно рада присоединиться к этой коалиции правозащитниц, активисток и исследовательниц, чья работа оказала фундаментальное влияние на мое понимание проституции и секс-индустрии.

Национальный центр сексуальной эксплуатации утверждает:

«Развитие Интернета, социальных сетей и других технологий полностью преобразило образ жизни современных людей. Вместе с плюсами этих достижений, они привели к огромным волнам сексуальных преступлений».

«Современные технологии ускорили темпы и масштаб сексуального насилия и эксплуатации. Эта реальность в сочетании с токсическими иллюзиями поп-культуры, которая нормализует вредные установки и виды поведения, стремительно трансформирует различные формы сексуального насилия и эксплуатации из неприемлемых в модные и “нормальные”».

Я согласна с этим утверждением, именно поэтому я выступаю перед вами сегодня. Меня зовут Ракель Розарио Санчес. Я писательница, активистка и исследовательница. Моя работа посвящена борьбе с мужским насилием против женщин и девочек и, что особенно созвучно целям Глобального саммита, я занимаюсь исследованиями онлайн-сообществ мужчин, которые платят за секс.

На данный момент я учусь в докторантуре Центра исследований гендера и насилия в Университете Бристоля. До моего приезда в Англию, я окончила магистратуру по исследованиям женщин, гендера и сексуальности в Университете штата Орегон, где я также изучала онлайн-сообщества мужчин, которые платят за секс.

Так кто же они такие? Что значит существование онлайн-сообществ для покупателей секса? В первую очередь, эти сообщества состоят как из форумов, так и из публикаций обзоров, где мужчины, которые платят за секс, обсуждают друг с другом свой опыт и оценивают (в основном) женщин, которых они покупают… ну, или чьи «услуги» они покупают.
Эта тема заинтересовала меня, потому что я считаю проституцию формой насилия против женщин и девочек, и меня очень беспокоит все большая нормализация отстраненного и стерильного языка в отношении этой индустрии, которая каждый день во всем мире причиняет женщинам наихудший вред, во всех формах, которые только можно представить.

Все выступающие на этом Глобальном онлайн-саммите по искоренению сексуальной эксплуатации могут подтвердить, что политические и теоретические дебаты о проституции целенаправленно отчуждаются от материальной реальности, в которой живут женщины и девочки. Все усилия, направленные против настоящей сути индустрии проституции, тонут в языковых войнах и семантических анализах.

Я не хочу стать еще одной представительницей академических кругов, которая настолько увлечена теорией, что она игнорирует материальные условия жизни людей. И я решила, что анализ тех слов, которые употребляют покупатели секса – это один из способов для преодоления этого разрыва.

В начале своей научной карьеры я решила отправиться прямо к источнику проституции – к мужчинам, которые платят за секс. Для моего магистерского диплома и докторской (над которой я пока работаю) я использую качественные исследования в рамках феминистского критического анализа дискурса. Исследовательница Мишель Лазар, которая работает в этой области, утверждает, что этот подход предлагает «критический взгляд на блокирующий мысль язык о неравных социальных условиях, с целью социальной трансформации и обретения независимости», и что это смена парадигмы, которая является краеугольным камнем в анализе дискурса и феминистских исследованиях языка.

В своей статье «Власть и дискурс на рабочем месте: важен ли гендер?» Джанет Холмс соглашается с этим и отмечает, что:

«Критический анализ дискурса предоставляет основу для изучения стратегий, с помощью которых системная власть конструируется и укрепляется в социальном взаимодействии, он выявляет то, как доминирующая группа определяет смыслы и, на более конкретном уровне, описывает процессы, в которых люди, обладающие большей властью во время взаимодействия, могут полностью определять цель и значение взаимодействия и влиять на направление его развития».

Первоначально я анализировала форумы с обзорами на веб-сайте для покупателей секса «Punternet», а также дискуссии на сайте «UK Punting». Членство на этих форумах бесплатно и позволяет публиковать сообщения и анализировать весь контент. Хотя один из сайтов расположен в США, его форумы в основном посвящены секс-индустрии в Великобритании. Я выбрала эти сайты, потому что это старейшие форумы с обзорами и онлайн-сообщества для покупателей секса в мире. Например, «Punternet» был создан в 1999 году под названием «Field Reports».

Оба сайта, как и множество онлайн-сообществ для покупателей секса, созданных по их образцу, процветали и смогли зарекомендовать себя в секс-индустрии. Система оценки проституированных женщин мужчинами содержит ссылки на эскорт-агентства, которые, в свою очередь, используют сообщества для «рекламы» женщин.

В ходе моего исследования я обнаружила отсутствие на этих форумах термина «секс-работа». Тем не менее, нормализация и логика, которая стоит за этим политическим термином были общепринятыми. Термин «секс-работа» был придуман Присциллой Александер, одной из основательниц влиятельной лоббистской организации секс-индустрии, COYOTE. В 1987 году она написала в антологии под названием «Секс-работа: статьи женщин в секс-индустрии»: «Я сама никогда не работала проституткой в буквальном смысле… хотя меня все время стигматизировали как шлюху».

Хотя термин «секс-работа» стал инструментом для всей секс-индустрии, это не распространяется на покупателей секса. Они восприняли утилитарную основу этого термина и пошли на один шаг дальше.

Если секс – это работа, то почему бы не считать его услугой? А если уж мы считаем секс услугой, которую можно получить от женщин, то почему бы покупателям секса не рассчитывать на соблюдение «прав потребителя»?

Это очень интересный и вызывающий беспокойство вопрос, который лежит в основе моего исследования.

Один покупатель секса написал следующий обзор на женщину вскоре после платы за секс. Он говорит, что почувствовал неуважение, потому что хотя она делала все, о чем он просил, она дала ему понять, что для нее это рутина, а не действительно приятный опыт. Этот покупатель секса утверждает:

«Она была вежливой и дружелюбной до и после дела, но во время процесса не проявляла большого энтузиазма. Я понимаю, что 18-летняя девушка вроде нее не мечтала о сексе с 50-летним парнем вроде меня, но я тоже рассчитывал на большее, чем это. Я из принципа прилагаю для дамы все возможные усилия. Я всегда опрятно и презентабельно выгляжу. Я всегда вежлив и уважаю правила дамы. Она, конечно, очень красивая, но я почувствовал неуважение с ее стороны».

Другой покупатель секса написал, что он разочарован, потому что женщина, которой он заплатил, относилась к проституции как к работе, а не как к веселой и сексуальной фантазии, на которую он рассчитывал. Он заявляет, что его раздражала необходимость постоянно просить ее о тех или иных половых актах. Она сумела возбудить его достаточно, чтобы он испытал оргазм, но в итоге он написал:

«Когда я вернулся в комнату, она почти не говорила и повернулась ко мне спиной, пока я одевался. Опять же, я был корректным, чистым и заботливым, по крайней мере, пытался. Когда я оделся, я прошел мимо нее, а она просто посмотрела меня и даже не встала. Я наклонился, поцеловал ее в щеку и попрощался. Чувствовал себя хуже некуда. Это еще одна из этих (женщин), которые ведут себя так, как будто это что-то ужасное, а потом становятся отстраненными. Это как дрочка с помощью женщины, если угодно. А я хотел опыт отношений, почему, черт возьми, это так сложно найти? Это мой 200-й отчет и, наверное, последний, настолько это был депрессивный опыт».

Для обоих мужчин, как и для большинства мужчин, которые оставили негативные отзывы о женщинах, проблема в том, что их сексуальные контакты не соответствовали их вере в идею о «такой же работе». Их опыт опровергал идею о простой услуге, которую женщины предоставляют мужчинам… вместо этого они столкнулись с реальными женщинами, которые не вели себя как бесчеловечные машины в соответствии с подобным языком.

По большей части, самая главная жалоба покупателей секса в обзорах на женщин в их онлайн-сообществах – женщины казались равнодушными и не заинтересованными в том, что они считают «услугой». Другая распространенная жалоба – женщины отказывались нарушать свои личные границы и делать то, что от них требуют.

Покупатели секса ненавидели, когда женщины напоминали им, прямо или неявно, что проституция – это то, чем они вынуждены заниматься, чтобы прокормить себя (или свою семью), а не любимая работа, продиктованная искренним сексуальным влечением к каждому покупателю секса. Большинство покупателей секса оценивали женщин позитивно, если те более-менее убедительно притворялись, изображая искреннее желание по отношению к конкретному покупателю секса. Однако они были глубоко разочарованы (и писали негативные отзывы, где ругали женщин), если им не удалось сохранить эту иллюзию.

Только если женщина поддерживает иллюзию «раскованной секс-работницы», или, как я называю это в своих исследованиях, если она демонстрирует «покорность роли инструмента», который полностью контролируется капризами конкретного покупателя секса, она будет получать восторженные отзывы. Но если чары того, что Кайса Экис Экман называет «миф о довольной проститутке», развеются, то покупатели секса будут вынуждены вспомнить, что проституция ни для кого не является желанной работой.

В этом случае онлайн-сообщества не отличаются от других платформ для обзоров. Например, если в ресторане посетителей встречает хмурый официант, а заказа приходится долго ждать, то некоторые захотят написать негативный отзыв о заведении. «Сервис ужасный. Еда подгоревшая, туалет слишком далеко, — жалуются посетители. – Жалею о зря потраченных деньгах!»

Обзоры кино – это отдельный жанр, основанный на предположении о том, что, когда люди платят за просмотр фильма, они получают определенную услугу, и они ожидают шоу, которое их воодушевит и вызовет эмоциональный отклик. Если фильм не соответствует тем ожиданиям, которые были у зрителя заранее, никого не удивят его жалобы на фильм, как в частных разговорах с друзьями и членами семьи, так и на различных платформах в Интернете.

Но что насчет женщин в проституции? Каковы будут последствия, если женские тела будут восприниматься как услуга для а) потребления и б) оценки? Если проституированные женщины – это лишь поставщицы услуг, как утверждают покупатели секса и лоббисты секс-индустрии, то имеют ли мужчины право вернуть свои деньги, если женщины защищают границы своего тела и отказываются от выполнения половых актов Х или Y?

Исследования онлайн-сообществ покупателей секса доказывают, что эти мужчины предпочитают рассуждать о проституции в трудовых терминах. Но они делают это не в том же смысле, что и сторонники секс-индустрии, которые рассуждают, что «секс-работа – это работа» и эмпаурмент с точки зрения как бы «феминизма».

Когда покупатели секса называют проституцию трудом и работой, они подразумевают, что у них есть неотъемлемые «права потребителя», и поэтому проституированные женщины должны удовлетворять их требования. Они ожидают того же, что и при потреблении обычных услуг. Именно поэтому они так часто пишут, что женщины оказывают им «услуги».

В 2015 году, когда я проводила свое исследование онлайн-сообществ мужчин, которые платят за секс, в Великобритании, британский Парламент как раз обсуждал закон на эту тему – Акт о правах потребителя 2015 года.

Задача Акта в том, чтобы «защищать права потребителей и их интересы», и он распространяется в равной степени на «договор между поставщиками и покупателями при продаже товаров, электронного контента или услуг, если договор является контрактом», независимо от того «являлся ли контракт письменным, устным или подразумевался действиями сторон или сочетаниями вышеперечисленного».

Если проституция – это работа, можно ли секс считать услугой, которую мужчины могут потребовать от женщин, или же сами по себе женщины – это форма «товаров», которые подлежат продаже? Если проституция – это вид услуги, и если женщины – форма товаров, то в соответствии с рассуждениями сторонников секс-индустрии можно ли использовать Акт о защите прав потребителя 2015 года против женщин, которые заключили устный контракт «совершить половой акт», а потом, в последнюю минуту, передумали?

Если в 22:00 проституированная женщина согласилась на оральный, вагинальный и анальный секс во время передачи денег, но в 22:15 после выполнения первых двух половых актов решила отказаться от анального секса, то можно ли считать, что эта женщина нарушила закон о правах потребителя?

Согласно закону товар – это «любой движимый ощутимый предмет, а также вода, газ и электричество, если последние поставляются в ограниченном объеме или определенном количестве». Когда сторонники секс-индустрии нормализуют утилитарный язык о проституции как труде, они осознают, что их политика относит женские тела в категорию «движимых ощутимых предметов», которые покупаются и продаются?

Закон от 2015 года утверждает, что «любой контракт о поставке товаров в соответствии с определенным описанием должен включать положение о том, что товары должны соответствовать описанию». Если женщина поправилась на пару-тройку килограмм с того момента, когда эскорт-агентство фотографировало ее для рекламы, это дает покупателю секса право заявить, что «товары и услуги» не соответствовали контракту?

Согласно закону, «если товары не соответствуют контакту или условиям, обозначенным в контракте, то права потребителя включают а) право на ремонт или замену и б) право на снижение цены или окончательное право на отказ от сделки».

Проституирующее агентство описывает женщину следующим образом:

«Эта шаловливая студентка – то, что должен иметь каждый джентельмен. Обеспечивает свежий и игривый опыт отношений, ей всего 19 лет, несмотря на впечатляющий репертуар. Восхитительная, сочная маленькая бестия, вы точно захотите сорвать этот цветочек из нашей последней партии».

В дополнительной информации указано, что она просто-таки обожает глубокие французские поцелуи и оральный секс без презерватива. Там также утверждается, что ей очень нравится, когда мужчины эякулируют ей в рот.

Однако один из покупателей секса был предельно возмущен, когда оказалось, что она не соответствует заявленным «услугам». Вот что он пишет в своем обзоре:

«Она не целуется по-французски. Она нехотя соглашается на оральные секс без презерватива, и она не хочет, чтобы ей кончали в рот. Такой низкий уровень навыков и качества услуг – это совсем не то, что ожидаешь от дамы, у которой, цитирую, «впечатляющий репертуар». Далее он добавляет: «Хотя она выглядит потрясающе, а она действительно хорошо выглядит, на уровне исполнения – это низкое качество услуг, невнимательность к клиенту, и она НЕ стоит того, чтобы к ней обращаться».

Но если это услуга, где он клиент, а она «товар», то этот мужчина может рассчитывать на права потребителя?
А если так, то он может подать на эту женщину в суд?

Цель моего участия в этом Глобальном онлайн-саммите – способствовать дискуссии о последствиях подобного утилитарного языка о проституции как труде, который продвигает секс-индустрия, и растущих этических и политических проблемах, которые связаны с превалированием дискурса о «секс-работе».

Я с нетерпением жду дальнейших дебатов по данному вопросу, в первую очередь, я надеюсь, что правозащитницы, активистки, юристки и преподавательницы смогут подчерпнуть какую-то пищу для размышлений по этой теме из моего выступления.

Спасибо!

Источник: FiLiA

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s