Проклятия «вуду» для удержания женщин в проституции

Велф провела 15 месяцев взаперти в грязном борделе итальянского города Торино, когда, наконец, у нее появился шанс на побег. Нигерийка, которой было 23 года, смогла собрать около 50 евро с чаевых от пары постоянных «посетителей». Так что одним зимним днем, когда «мамки» борделя не было на месте, она решилась выскользнуть за дверь. Она вышла на улицу впервые за много месяцев. Велф пришла в местный продуктовый магазин и потратила все деньги, что у нее были, на шоколадки и пирожные. Несколько минут она стояла на улице, поглощая сладости, пытаясь хотя бы на минуту забыть стыд, унижения и пытки, которых она натерпелась в чужой стране, куда ее заманили обманом – подруга обещала ей, что здесь ее ждет работа по продаже африканской еды и сувениров.

Велф (не настоящее имя) окончила колледж по специальности «лабораторные исследования», но, как и многие другие нигерийки, она не смогла найти работу в родном Бенине. Наслушавшись рассказов про быстрые заработки в Европе, она связалась с начальницей ее подруги в Италии, которая предложила заранее оплатить ее расходы на поездку в страну. Велф согласилась вернуть ей деньги за поездку из своих заработков.

Перед тем как она уехала в Италию в 2012 году, она дала нерушимую клятву – прошла магический обряд, проведенный жрецом «джуджу». Она поклялась, что вернет долг своей будущей начальнице (сутенерше) и никогда не предаст ее.

Однако, когда Велф оказалась в Италии, «начальница» сказала, сколько денег она ей должна – 65 000 евро, а потом показала ей район красных фонарей, где ей предстояло отрабатывать долг. Велф категорически отказалась заниматься проституцией. Сутенерша заперла ее в спальне и начала присылать к ней мужчин. Вельф насиловали несколько мужчин каждый день, иногда это были несколько мужчин одновременно. На момент своего побега она «отработала» треть долга. Еще три года, думала она, и она будет свободна.

Велф – лишь одна из десятков тысяч молодых женщин из Нигерии, которые стали жертвами торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации за последние 15 лет, согласно данным Нигерийского национального агентства по противодействию торговле людьми. Агентство было основано в 2003 году для борьбы с этой проблемой. По оценкам Международной организации труда около 80% нигерийских женщин, которые путешествуют в Ливию и пытаются пересечь Средиземное море, будут проданы в европейскую секс-индустрию. Как и Велф, большинство из них из столицы – Бенина и юго-западного штата Эдо, где сочетание нищеты, отсутствия возможностей и ожиданий, что они будут зарабатывать для своих родительских семей, побуждает тысячи молодых женщин попытать счастья заграницей. Тем не менее, многих из них удерживает в проституции не это, а древний ритуал, который прошла Велф перед поездкой в Италию – женщины отчаянно боятся магических последствий в случае нарушения договора.

Сиддхарт Кара, директор программы по торговле людьми и современному рабству при Гарвардском университете, говорит о том, что власть проклятий «вуду» не стоит недооценивать. Запугивание с помощью проклятий делает торговлю людьми особенно прибыльной, а привлечь к ответственности за это чрезвычайно сложно. Церемония клятвы, которую проводит жрец «вуду» перед деревянным идолом, обычно сопровождается жертвоприношением животного и магическими заклинаниями.

В случае с Велф у нее взяли обрезки ногтей, лобковые волосы, менструальную кровь и нижнее белье, жрец завязал все это в маленький узелок и благословил. Велф было сказано, что пока узелок находится в храме, Велф будет связана клятвой. Если она нарушит свое слово, то она будет проклята.

В тот зимний день она отряхивала шоколадные крошки со своих рук, когда ее остановила итальянская полиция и попросила показать документы. Никаких документов у нее, конечно, не было. Полицейские не смогли дозвониться по телефону сутенерши – ее единственного контакта, и через несколько дней она была депортирована в Нигерию.

Казалось бы, Велф должна была радоваться свободе. Но на деле она была в ужасе. Через несколько месяцев после возвращения в Нигерию ее разыскала сутенерша, и Велф чувствовала, что ей придется вернуться в Италию – другого выхода нет. «Это ужасная судьба, я знаю. Но мне надо было выплатить долг. Если бы я этого не сделала, то проклятье нашло бы меня и убило, оно убило бы мою семью», — говорит она в интервью. В январе 2014 года, сжимая фальшивые документы в руке, она села на самолет в Европу. Ее преследовали ужасные травматичные воспоминания о том, к чему она возвращается, но она слишком боялась нарушить клятву.

«Уровень контроля, который достигается с помощью этих ритуальных клятв, выше, чем любой другой метод в торговле людьми, который мне известен, – говорит Кара. – Это идеальная система контроля и принуждения. Им внушают, что их дух, их душа, их матка – буквально все – находятся под угрозой необратимого проклятия, если они не будут делать, что велено».

Помощь в борьбе с древними проклятиями пришла из неожиданного источника – от короля народа эдо, Эвуаре Второго. Народ эдо, как и другие этнические группы Западной Африки, давно практиковали традиционные ритуалы, связанные с местными божествами и жрецами, европейские колонисты называли эти ритуалы «джуджу» (или «вуду»). Эта древняя религия до сих пор практикуется в Нигерии наряду с христианством и исламом.

Эвуаре Второй, глава 800-летнего королевства Бенин, коронованный как новый «оба» в 2016 году, обладает абсолютной властью над жрецами и магическими ритуалами в Эдо. В марте 2016 года, во время встречи с 500 жрецами в своем дворце, он наложил собственное проклятие. Для этого он даже принес религиозную реликвию – деревянную скульптуру божества, которая не видела света более 800 лет. С помощью своего ритуала он «отменил» все проклятия в отношении жертв торговли людьми и наложил проклятие на любого жреца или местного целителя, который имел отношение к такому проклятию. По словам одного из участников встречи, для практикующих «вуду» ритуал обладал силой «атомной бомбы».

Вскоре после ритуала множество жрецов начали умолять семьи свих жертв забрать узелки с личными предметами из их храмов. Никто из них, при этом, не признается, что практиковал такие проклятия, даже при предъявлении видеосвидетельств. Несмотря на это, Соломон Окодува, главный заместитель губернатора штата Эдо по торговле людьми и миграции, не верит, что это может остановить торговлю людьми: «Слишком уж большие деньги на этом зарабатываются».

Привезти женщину в Европу из Нигерии через Ливию стоит около 2 000 долларов, жрецы берут 1000 долларов с торговцев людьми, плюс материалы для жертвоприношения. Но в Европе на ее эксплуатации можно будет заработать от 35 000 до 80 000 долларов, прежде чем ее освободят от долговой кабалы.

Нередко после освобождения от долга женщины остаются в проституции, чтобы не вернуться домой с пустыми руками, ничего не заработав. В этом случае, вернувшись, они нередко сами становятся сутенершами – они старательно выставляют напоказ свое богатство, чтобы заманить в Европу новых жертв. И так круг продолжается. В Бенине нетрудно найти роскошные дома нескольких наиболее успешных сутенерш.

Фейт, 24-летняя женщина из Бенина, отправилась в 2013 году в Москву. Она заранее знала, что речь идет о проституции, ее сутенерша в прошлом занималась тем же. Однако она думала, что ей нужно будет выплатить долг в 56 000 в нигерийской валюте, то есть около 350 долларов. Оказалось же, что сутенерша ее обманула – речь шла о 56 000 американских долларов.

Через четыре года Фейт смогла избавиться от долговой кабалы, но после случайной беременности она решила вернуться в Нигерию. Ее семья до сих пор попрекает ее за то, что она вернулась с пустыми руками. «Мой отец был зол, — говорит она с горечью. – Он хотел, чтобы я осталась проституткой, присылала домой огромные деньги и купила ему квартиру». Мать сутенерши Фейт живет в той же деревни, и ее роскошный дом – постоянное напоминание о том, что Фейт «подвела» семью.

Привлечь торговцев людьми к ответственности чрезвычайно сложно. Молодые женщины не только боятся отказаться от выплаты «долга», их клятвы запрещают им говорить о продававших их преступниках в правоохранительных органах, как в Нигерии, так и в других странах. Хотя Нигерия – это один из основных источников жертв секс-траффикинга в Европе, нигерийские власти смогли успешно осудить лишь 338 торговцев людьми из тысяч, которые были арестованы за последние 15 лет. Основная причина такого положения – жертвы часто отказываются давать показания.

Кара вспоминает, как он наблюдал за судебным процессом женщины, подозреваемой в торговле людьми в Торино. Одну из жертв вызвали как свидетельницу. У молодой женщины «началась истерика. Она просто не могла дать показания. Она не могла говорить. Она была объята ужасом». Процесс закончился ничем из-за отсутствия свидетельских показаний.

Глава нигерийского агентства по торговле людьми, Джули Ока-Донли, поняла, что она просто не может добиться справедливости для жертв траффикинга, и она запросила аудиенции у «оба» по поводу ритуальных клятв. Именно после переговоров с ней он согласился проклясть жрецов, участвующих в торговле людьми. Национального законодательства было недостаточно, чтобы остановить эту торговлю. «Нам было нужно более сильное вмешательство, — говорит она. – Когда оба говорит, весь город трясется».

Благодаря «вуду» торговцы людьми могли обходиться без обычных тактик, которые приняты у сутенеров в других странах – запугивания, угроз и коррупции. Но после отмены проклятий, это может измениться. Уже выросло количество случаев запугиваний и избиений женщин, который отказываются платить «долг», а тем, кого вызывают в качестве свидетельниц, угрожают.

Другая проблема в том, что во многих случаях вовлечение в проституцию происходит при активном содействии родителей или близких родственников. Генеральный прокурор штата Эдо, Йинка Оморогбе, возглавляющий отдел по борьбе с торговлей людьми, считает: «Будет больше людей, которые согласятся давать показания. Но все не так просто. Вы не будете свидетельствовать, если торговец людьми – ваш отец или мать».

Велф так и не вернулась в Италию. Ее остановили при пересадке в Стамбуле из-за подозрительных документов и отправили назад в Нигерию. Она не знает, что случилось с ее сутенершей, но последние несколько лет ей не давала покоя мысль о том, что проклятие все еще действует. Ответное проклятие «оба» было для нее огромным облегчением. Она просто жалеет, что этого не случилось раньше. «Когда я думаю о том, сколько девушек пострадали так же, как и я, выплачивали эти жестокие и несправедливые долги… столько девушек прошли через ад. Наша жизнь могла бы быть совсем другой». …

Роланд Нвоха работает в некоммерческой организации «Idia Renaissance», которая помогает жертвам торговли людьми адаптироваться в Нигерии – предоставляет профессиональное обучение и гранты на малый бизнес. Он говорит, что знает несколько случаев, когда сутенерши освободили своих жертв, опасаясь проклятия. Однако другие говорят, что власть «оба» не распространяется на европейские страны, и там проклятия все еще в силе. Конечно, «оба» до сих пор боятся, говорит Нвоха: «Но все-таки это также современное общество. До какой степени это все еще действует? Если с сутенершами, которые настаивают на выплате долга, ничего не случится, то к этому перестанут относиться серьезно».

Было бы неплохо, если бы известного торговца людьми поразила молния, говорит он полушутя, но серия таинственных смертей среди торговцев людьми и сутенеров оказала бы наибольшее воздействие. «Но если ничего не произойдет, то торговцы людьми только станут сильнее, ведь получится, что их не берут никакие проклятия», — качает головой он.

Источник: TIME

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s