Эйлин Уорнос – не «женщина серийная убийца» и не «монстр»

Почему мы продолжаем преподносить как сенсацию полную мучений жизнь одной отчаявшейся женщины? Когда я услышала, что Питер Сатклифф, серийный убийца известный как «Йоркширский потрошитель», находится на грани смерти, я думала о других монстрах вроде него, и о том, как его ужасные убийства разрушили не только жизни его жертв и их близких, но и повлияли на женщин повсюду.

Но есть монстры, а есть неверные интерпретации. Можем ли мы вообще относить в одну и ту же категорию мужчину, который насилует, убивает и коверкает тела женщин ради собственного удовольствия, и Эйлин Уорнос – женщину, которая полностью соответствует профилю типичной жертвы таких серийных убийц как Сатклифф? И тем не менее ее всегда представляли как женскую вариацию Сатклиффа, как такую же серийную убийцу. Про нее даже фильм сняли – «Монстр».

История Эйлин Уорнос, которую провозгласили «первой американской женщиной серийной убийцей», балансирует на грани правды и вымысла. Вся ее жизнь – словно мрачный рассказ из жанра «ужасы» без надежды на облегчение или оправдание, один бесконечный путь смерти и разрушений, кульминация которого наступила, когда ее казнили с помощью смертельной инъекции.

В 2002 году во Флориде, в возрасте 46 лет, бывшая проституированная женщина была казнена. Ее приговорили к смертной казни за убийства семерых мужчин. Она утверждала, что убила их в качестве самообороны.

Жизнь Уорнос была адом с момента ее рождения. Ее матери едва исполнилось 14 лет, когда она вышла замуж за 16-летнего Лео Дэйла Питтмана. На тот момент он уже был осужденным серийным насильником. Когда Уорнос родилась в 1956 году, он отбывал тюремный срок за изнасилование ребенка. Впоследствии он повесился в тюрьме.

Когда Уорнос было четыре года, мать бросила ее с братом. Дети начали жить с дедушкой и бабушкой – оба они были алкоголиками и подвергали детей насилию. Разные члены семьи и родственники насиловали маленькую девочку. С тех пор как ей исполнилось 11 лет, мальчики и мужчины, живущие по соседству, подвергали ее сексуальному насилию в обмен на сигареты, выпивку, и то, что она считала «любовью».

После очередного изнасилования Уорнос забеременела в 14 лет, ее ребенка отдали на усыновление. Она сбежала из дома и жила в лесу поблизости, выживая за счет продажи секса. После того как почти всю жизнь она терпела за деньги секс с мужчинами, которые были ей отвратительны, после всех изнасилований и другого насилия, после того, как все вокруг обращались с ней как с грязью, какие-либо навыки и способности Уорнос справиться с требованиями жизни были равны нулю. Она больше не могла выносить этот ежедневный ад.

«Эйлин подвергалась постоянному террору со стороны агрессивных проституторов. И в какой-то момент она начала безумно обороняться из последних сил. Такое же состояние переживают мужчины во время военных действий, когда они боятся смерти и пыток», — говорит Мелисса Фарли, экспертка по клинической психологии, которая участвовала в деле Уорнос.

Тем не менее, новостные репортажи о суде над Уорнос ни разу не упоминали насилие над ней и ее травмированное психическое состояние. Ее описывали как беспринципную половую извращенку, которая активно соблазняла мужчин, а потом с наслаждением убивала, после чего убегала с их деньгами к своей лесбийской любовнице. В реальности Уорнос была до крайности травмированной женщиной, чья психика была практически разрушена из-за постоянного сексуального насилия.

Когда ее арестовали, у нее не было никакого представления о своих правах. Прокуратура просто получила ее признания, и этого было достаточно, чтобы 12 присяжных из 12 приговорили ее к смерти. Тем временем, три детектива, которые вели ее дело, а также Тайриа Мур, девушка Уорнос, продали свои истории СМИ.

Ее трагическая история дала начало массе вуайеристских работ. История Уорнос использовалась в дюжине документальных фильмов и передач, наибольшую известность получил художественный фильм «Монстр», в котором ее роль исполнила Шарлиз Терон. Существуют книги, научные статьи, популярные подкасты, 10 песен и даже опера про жизнь и преступления Уорнос. На самом деле первый из серии документальных фильмов Ника Блумфильда про нее, «Распродажа серийной убийцы», как раз освещал эксплуатацию Уорнос теми, кто был так или иначе связан с ней.

Последнее добавление к этой печальной библиотеке – это книга американской феминистской ученой и психологини, Филлис Чеслер, озаглавленная «Реквием для женщины серийной убийцы». Чеслер с самого начала была заинтересована в Уорнос – после того, как она узнала, что Уорнос планирует защиту на основе самообороны, она позвонила ей, думая, что может помочь.

Как говорит Чеслер: «Я хотела, чтобы присяжные услышали правду о том, как опасна на самом деле «такая же работа», как проститутки то и дело болеют инфекционными заболеваниями, как их насилуют, пытают и убивают. Что Уорнос была изнасилована и избита столько раз, что, если она вообще была человеком, ей оставались только постоянное опьянение или безумие».

Чеслер описывает свою книгу как рассказ: «… о женщине серийной убийце и о том, как ее дерзкие деяния потрясли воображение мира. Внезапно «никто» стала «кем-то», брошенная девочка стала шлюхой, которая стреляла в проституторов. Анонимная личность стала знаменитостью, крутой народной героиней вроде Джесси Джеймса или Бонни и Клайда».

«Реквием» — это книга завораживающая, но во многом ошибочная и эксплуатирующая. Она написана в стиле «реальные преступления» и полна ярких описаний преступлений Уорнос и воображаемых бесед. Она также полна субъективных интерпретаций. Еще в самом начале Чеслер восторженно описывает Уорнос как: «Автостопщицу, лесбиянку и проститутку, которая больше не была добычей. Она стала хищницей». И она верит, что Уорнос обладала «запретным феминистским стремлением» стать «хищницей». Но это заявление не подкреплено никакими доказательствами.

Адвокатесса Уорнос, с другой стороны, описывала ее как «крайне эмоционально неуравновешенную личность». Документалист Ник Брумильд, который взял у нее интервью перед казнью, сказал: «Мой вывод на основе интервью – сегодня мы казним женщину, которая сошла с ума».

Тем не менее, в «Реквиеме» можно найти ценную информацию для понимания Уорнос, например, в нем публикуется письмо, которое она написала Чеслер в феврале 1992 года из тюремной камеры:

«Я женщина, которую насиловали, и мир господства мужчин смеется. Они сумели усадить меня на электрический стул, чтобы доказать, что мужчины могут и будут делать все, что хотят, с нами, женщинами Америки».

Все без исключения жертвы Уорнос были «проституторами». Все они медленно ездили по шоссе, высматривая женщин. Уорнос бросала их тела в лесах рядом с трассой I-75 в штате Флорида, это продолжалось 12 месяцев. Каждого из них она застрелила из одного и того же пистолета, производя от двух до девяти выстрелов. Все они были белыми мужчинами в возрасте от 40 до 65 лет.

Ричард Мэллори 51 года был первой жертвой. Ранее он был судим за изнасилование. Он был застрелен 30 ноября 1989 года. Уорнос утверждала, что он анально изнасиловал ее, жестоко избил и пытал. Та же участь ждала Дэвида Спирса, Чарльза Карскаддона, Питера Симса, Троя Бурресса, Чарльза Хэмфриса и Уолтера Антонио.

В этих мужчинах не было ничего примечательного, за исключением Хэмфриса. Он был майором ВВС США в отставке, бывшим следователем по делам о насилии над детьми и бывшим главой полиции. Может быть, именно поэтому он был единственным мужчиной, которого Уорнос застрелила в голову, как во время казни.

Чеслер приводит заявление Уорнос: «Хэмфрис достал свой полицейский значок и сказал: я арестую тебя за проституцию. Я ответила: черта с два. Так что он схватил меня за руку… за мою руку, и он сказал, нет, есть кое-что получше, как насчет, чтобы ты мне отсосала, и тогда я ничего не сделаю, но и денег от меня ты не получишь. Если ты мне отсосешь, я тебя не арестую и отпущу на все четыре стороны».

Несмотря на это на протяжении книги Чеслер поддерживает ленивое описание этой женщины как «монстра». Ни разу она не говорит о том, что ярлык «серийной убийцы» в отношении ее нельзя считать верным. Я позвонила Нику Брумфильду, который, с моей точки зрения, оказался единственным, кто честно и без экспулатации рассказал историю Уорнос. Брумфильд говорит, что это дело все еще «не дает ему покоя».

«Эйлин изображали как монстра, — говорит он, — но это неправда. И не была она серийной убийцей. Она не планировала ни одного из убийств. Она не следила за своими жертвами. Она не получала никакого удовольствия от того, что делала».

Мелисса Фарли с этим согласна: «На протяжении всей жизни мужчины эксплуатировали и использовали ее, они вели себя с ней как монстры. Я знаю, что она ненавидела, когда ее так воспринимали. Эта книга никак не опровергает мифологию, созданную вокруг Эйлин».

«Уорнос защищала себя, она не хотела быть «шлюхой, которая стреляет в проституторов» или какой-то народной героиней, — продолжает Фарли. – Она убивала мужчин, которые насиловали ее или угрожали ей, что является обычным для того типа проституции, в который была вовлечена Уорнос».

Диалоги становятся особенно невыносимы, когда Чеслер «проникает в разум Уорнос». Она воображает, как Уорнос думала про своих жертв: «Но он обещал! Он ей должен! Но она это заработала! Ее поимели за это. Поимели за это? Дерьмово, дамочка. Государство не поддерживает устные договора между шлюхами и проституторами».

Книга балансирует на грани желтой прессы и пародии, она наполнена стереотипами и клише: «Уорнос просто хотела «свой кусок пирога», она давно сдалась, как это полагается «хорошим девочкам». Просто дайте женщине ее пиво, ее сигареты, ее девушку, ее комнату в мотеле, и она, черт возьми, разведет ноги и продаст, но не пытайтесь ее поиметь. Платите ей, трахайте ее и идите на все четыре стороны».

В другой главе Чеслер пишет: «Всю жизнь она принимала мужчин, которым «только одно и надо», и если они обзывали ее, то и ну их, они платят, ее это не беспокоило».

Я встречала сотни женщин в проституции, и ни одна из них не говорила ничего даже близко похожего. Я уверена, что Уорнос была настолько травмирована мужчинами на протяжении всей ее жизни, что ее действия – какими бы экстремальными они ни были – совершались ею из самозащиты. А потому их можно описать как понятные.

В какой-то момент Уорнос, похоже, что-то правильно поняла про Чеслер, поскольку она однозначно сказала той оставить ее в покое: «совершенно очевидно, что ваш интерес к моим делам не связан ни с чем хорошим. Я точно чувствую в вас засаду… Так что это последний вам ответ».

Чеслер не собиралась с этим мириться: «Так что у меня было разрешение Уорнос писать о ее Деле, но не о ее жизни. Она думает, что ее жизнь или то, что она сделала, «принадлежит» ей, а не всей вселенной? Уорнос думает, что она может продавать куски своей истории или один и тот же кусок снова и снова? Она думает, что суд за убийство – это имущество, которое можно превратить в товар?»

Но Уорнос больше себя не продавала. Она знала, что есть множество таких же женщин, как и она сама, которых насилуют, бьют, и которые не могут рассчитывать ни на какую защиту или правосудие в полиции. В своем письме от 1995 года своей подруге детства Дон она писала, что нужно принять «национальный закон о самообороне для женщин».

Это не слова сумасшедшей или серийной убийцы с сексуальным фетишем. Это слова женщины, которая отчаянно хочет защитить не только себя, но и других женщин в такой же ситуации. …

Я внимательно следила за делом Уорнос в свое время и, как признает тот же Ник Блумфильд, жизнь и смерть этой замученной и страдающей женщины не дают мне покоя. Я отчаянно надеялась, что «Реквием», наконец, покончит с ложью об Эйлин Уорнос. Мне хотелось, чтобы ее, наконец, назвали жертвой мужского насилия и мужских законов. Но и «Реквием», как и любая другая попытка рассказать ее историю, потерпел крах.

Тем временем, существует бессчетное количество других Эйлин Уорнос – страдающие, заброшенные дети, и они становятся женщинами, на которых охотятся мужчины-садисты. Их считают пустым местом, отбросами – умрет и никто не заметит. Но Уорнос пошла против этого сценария. Перед лицом наихудшего мужского насилия она раскрыла реальность жизни женщин. И это такая вопиющая несправедливость, что она остается монстром.

Авторка: Джули Биндел

Источник: UnHerd

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s